Онлайн-тимбилдинг: преимущества и перспективы
Онлайн-тимбилдинги стали популярным форматом корпоративных мероприятий ещё в начале 2000-х гг. Однако их пик развития пришелся на период пандемии COVID-19, когда компании по всему миру были вынуждены перевести сотрудников на дистанционку. Именно тогда тимбилдинги в удаленном и гибридном режимах смогли удовлетворить срочный запрос брендов на поддержание корпоративного духа и укрепление командных связей. Но что ждет этот event-формат в дальнейшем? Разбираемся в этой статье.

Что такое онлайн-тимбилдинг и каким он бывает?
Онлайн-тимбилдинг — это формат командообразующих мероприятий, проводимых в виртуальной среде с использованием цифровых технологий. По своему наполнению тимбилдинги можно поделить на интеллектуальные, игровые, творческие и спортивные. Соответственно, в удаленном формате можно проводить квесты, квизы, мастер-классы, концерты, воркшопы, тренировки, вечеринки, чемпионаты и так далее.
Какие задачи решает онлайн-тимбилдинг?
- Улучшает взаимодействие между сотрудниками, ближе знакомит их друг с другом, учит эффективной коммуникации, взаимопониманию и уважению, облегчает адаптацию в коллективе.
- Укрепляет командный дух, поддерживая связи даже в условиях физической разобщенности, и помогает развить как лидерские навыки, так и исполнительские качества.
- Повышает лояльность коллектива к компании, знакомит с ценностями и миссией бренда, формирует мотивацию к рабочим успехам в будущем.
- Помогает расслабиться, отвлечься от рабочей суеты, воспитать стрессоустойчивость и снизить конфликтность, расширить кругозор и освоить новые хобби, получить новые позитивные эмоции и выплеснуть энергию.

В каких случаях подходит онлайн формат?
- Сотрудники компании редко собираются вместе вживую, так как работают на удаленке или в разных филиалах и офисах.
- У компании международный штат и сотрудники работают в разных странах и городах, из-за чего коммуникация осложняется межкультурными различиями и разницей часовых поясов.
- Сотрудники имеют признаки профессионального выгорания, потеряли интерес к работе или непродуктивны из-за сильной нагрузки и недопонимания и разногласий в коллективе.
- Компания активно нанимает новых сотрудников, которым надо интегрироваться в коллектив, или переживает стадию слияния/поглощения, когда происходит переформирование рабочих команд и смена лидеров/исполнителей.
- Бренд внедряет новые процессы или технологии в работу сотрудников, что приводит к стрессу, напряженности и сопротивлению со стороны коллектива.
Преимущества онлайн-тимбилдинга
- Это гибкий и доступный формат. Можно организовать мероприятие в любые часы и с любой продолжительностью, а коллективу не надо тратить время на дорогу. Кроме того, виртуальная среда предоставляет больше инструментов для вовлечения сотрудников с ограниченными возможностями здоровья.
- Вы можете существенно сэкономить бюджет. Онлайн-тимбилдинг требует меньших финансовых вложений по сравнению с офлайн-мероприятиями, так как здесь нет необходимости в аренде и оформлении площадки, в трансфере, а часто и в кейтеринговом обслуживании.
- Явка на таких мероприятиях ничуть не ниже очных корпоративов. Напротив, использование интерактивных инструментов помогает удерживать внимание и интерес сотрудников к тимбилдингу, делая его более эффективным.
- При необходимости онлайн-тимбилдинг можно организовать в самые короткие сроки. Проведение таких мероприятий при достаточном опыте event-подрядчика требует меньше усилий и времени. Кроме того, командообразующие удаленные программы легко адаптировать под любой размер команды и разную философию брендов.

Может ли виртуальный тимбилдинг заменить мероприятия в офлайне?
Виртуальные тимбилдинги стали жизненно важным инструментом поддержания командного духа и коммуникации. Однако офлайн-мероприятия обладают уникальными характеристиками и преимуществами, которые трудно воспроизвести в цифровой среде.
Один из основных аргументов в пользу “живых” событий — это эффект личного присутствия. Виртуальные встречи, несмотря на их удобство, не могут полностью заменить невербальные коммуникации, которые играют ключевую роль в укреплении отношений. По данным исследования Harvard Business Review, 72% менеджеров считают, что личные встречи способствуют лучшему взаимопониманию и более эффективному решению конфликтов.
Офлайн-мероприятия создают уникальную атмосферу, которая помогает лучше погружаться в происходящее. Дело в том, что эмоциональный отклик на командные события гораздо сильнее в реальности. Конечно, онлайн-форматы позволяют испытать радость и ощутить поддержку, но при личном общении эти переживания намного насыщеннее и ярче. К реальным эмоциям мы относимся серьезнее и чаще рефлексируем их.

Согласно отчету Global Workplace Analytics, около 30% сотрудников, перешедших на удаленную работу из-за ковида, чувствовали себя изолированными от коллег, что привело к снижению их вовлеченности и продуктивности. В таких условиях онлайн-тимбилдинг может быть лишь временным решением проблемы. Эксперты в области HR отмечают, что многие компании после пандемии уже вернули весь свой штат на рабочие места и активно возвращаются к офлайн-ивентам.
Таким образом, онлайн-тимбилдинг может быть отличным дополнением к “живым” мероприятиям, когда физическая встреча невозможна или ограничена. Однако он не способен полностью заменить ивенты в реальности. Впрочем, в будущем нас явно ожидает активное развитие гибридных event-форматов, которые вобрали в себя лучшие преимущества онлайна и офлайна.